Входит Мефистофель… Входит Мефистофель, — этими словами в пьесе “Фауст” прерываются самые возвышенные размышления Фауста и начинает звучать совсем иная нота — скепсиса и цинизма — его спутника, друга и врага — Мефистофеля (Воланда, как сам он представляется во время Вальпургиевой ночи). На нашем книжном клубе уже четвертый месяц, каждую неделю, сцена за сценой мы вникаем в суть их занимательнейших диалогов, пытаясь понять смысл, который вложил в трагедию два века назад Гете, и, самое важное, пытаясь понять самих себя — читающих ее сегодня. И кто он такой — этот, не к ночи будь помянут, Мефистофель? Падший ангел, Дух зла, простой чёрт..? Все это тоже, наверное, но и еще — нечто внутри меня самого, часть моей природы. В трагедии о нем говорится по-разному: он именует себя духом отрицания, Фауст называет его своим вечным и уже необходимым ему спутником; Мефистофель считает, что освободил Фауста от “сетей воображения” и бесплодных мечтаний; Фауст, — что Мефистофель осмеивает самые возвышенные его чувства и стремления, и характеризует его как “порожденье грязи и огня”. А загадочная Сфинкс заявляет, что в Мефистофеле одинаково “Нуждаются и праведный и грешный: Один, чтоб злу всегда сопротивляться, Другой, чтоб злу всецело подпадать”. Мефистофель парадоксален. Я двойственен. Во мне живет ощущение прекрасного и желание обнять весь мир, вера в Бога и в людей, и вера в себя самого. Во мне живет очень расчетливый и рациональный “я”, считающий все это красивыми иллюзиями, чуждый веры, крепко стоящий на земном, понятном, очевидном; видящий этот “очевидный” расчет, а вовсе не духовные и моральные ценности у людей вокруг… Он может появиться в самые возвышенные моменты, и стоит огромных усилий избавиться от колдовского очарования рационального ума (интересная мысль, наверное, таковы по природе и злые волшебники, о которых говорит Дон Кихот). Впрочем, что примечательно, иногда он устаёт сам от себя, и от своих порождений. Можно ли избавиться от него? Думаю, нет. У Гете Мефистофель сопровождает Фауста до самой смерти последнего. Следуя советам средневековых демонологов, есть один только выход: загрузить его работой, чтобы он думал, КАК лучше выполнить то, что требует душа, и меньше было времени рассуждать о правильности или неправильности моего выбора, истинности моих ценностей и т.п. По сути, превратить его из врага в помощника. Трудная задача. Возможно, невыполнимая; да и нужная ли, ведь я таков, каким создала меня природа, обстоятельства, жизнь, значит именно такой я необходим им. И кто определит, что лучше, ведь сколько людей — столько мнений. И стоит ли быть зависимым и делать идолы из слов о красоте, истине и справедливости. Стоп! Кажется, чьи-то шаги... Входит Мефистофель... Специально для канала "Философия для жизни" на Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/philosophy_for_life

Теги других блогов: Фауст Гете Мефистофель